Дети рисуют

Рубрика: 
Маленькие детки & Большие дети

 

     На втором году жизни, когда маленькому человеку не хватает слов, руки ещё плохо слушаются, а всё вокруг так интересно и непонятно, ребёнок начинает рисовать. Сначала - бессмысленные штрихи и линии, потом домики, кораблики, забавных человечков, маму, папу... - словом, всё то, что его привлекает, удивляет, нравится. И так продолжается до 9-10 летнего возраста. Увлечение рисованием захватывает детей всех стран и национальностей. Рисуют все дети. Исключения крайне редки.

      Хорошо, если бумагу и карандаш ребёнок вовремя получит от взрослых, иначе он сам обнаружит, что кусочек мела или угля, так же как и папина авторучка или мамина губная помада могут оставлять следы на обоях, на полу, на дверях - на любой поверхности, которая понравится. Больше всего страдают почему-то книги, которые "юный художник" усердно покрывает страницу за страницей каракулями... Однако первые детские каракули, даже выполненные на альбомном листе, лишь условно можно назвать рисунком. Сколько ни вглядывайся в беспорядочное сплетение линий, штрихов, точек, никакого сходства с чем-нибудь определённым не обнаружишь. Ведь ребёнок не хотел изобразить что-то реальное, а просто водил рукой с карандашом по бумаге. Дети растут, и внешний вид их рисунков постепенно меняется. Наряду с пучками появляются зигзаги, дугообразные и прямоугольные линии, а затем следы вращательных движений карандашом. В этот период  малышу терпеливо  надо показывать, как держать карандаш: между большим, указательным и средним пальцами, а не зажимать в кулачке. Для детей изобразительная деятельность не просто забава, но ещё и труд. Художественный (творческий) труд требует от растущего человека увлеченности, упорства, умения сосредоточиться на том, что делаешь. Чем старше становится ребёнок, тем чаще он решает художественные задачи, которые вырабатывают точность движения руки, координацию её действий со зрением, слухом и другими органами чувств. Появляется высокая чувствительность к форме, размеру, цвету, составу и фактуре материала. Всё это становится условием развития детских способностей. Общеизвестно, что темп и интенсивность развития многих способностей  ребёнка в первые годы жизни во много раз выше, чем в любой последующий период жизни. На рисунках детей 3-4 лет первым изображением чего-то реального чаще всего оказывается человек. Выглядит он странно: большая голова стоит на ногах, руки растут из тех мест, где положено быть ушам, а туловища нет совсем. Конечно, изобразительный опыт маленького ребёнка так мал, что правильно передать на бумаге все особенности человеческой фигуры и характерные черты лица он пока не может. Позже, когда ребёнок накопит необходимый для рисования опыт, образ человека будет совершенствоваться, но так и останется главным в изобразительной деятельности детей. В детском изобразительном творчестве всегда четко выражено то, кому сочувствует маленький художник и кого осуждает. Прежде всего это относится к рисункам на сюжеты сказок, но и изображение мамы, папы и других родственников может о многом рассказать внимательному "зрителю". Это очень часто используется психологами в различных проективных методиках для наблюдения за развитием детей. Даже не обладая психологическим образованием, родители могут определить душевное состояние  любимого ребёнка  по наиболее часто используемым в рисунках цветам. Цвет и чувства человека тесно связаны. Яркие свежие краски в рисунках "скажут" о радостном настроении ребёнка, а преобладание коричнего или черного в детском творчестве сигнализируют об угнетенности психики. До 3-4 лет набор цветных карандашей может быть единственным красочным материалом для рисования. Для целей живописных больше подходят восковые мелки и масляная пастель, которые можно дать ребёнку 4,5-5 лет. Фломастеры -хороший графический материал для детей старше 5 лет. Акварельная живопись - сложная техника, поэтому дошкольнику лучше всего с 5 лет дать краски "гуашь" или "темпера". Но, в реальной жизни первыми, а иногда и единственными красками, которыми рисуют дети, оказывается акварель. Ребёнок должен иметь хоть какое-нибудь место в квартире, где всегда без помех и ограничений, не боясь закапать краской паркет или случайно испачкать мебель, он может порисовать. Карандаши, мелки, краски, кисти, бумага не безразличны для развития художественных способностей ребёнка, но главное не в них, а в том участии, которое проявляют взрослые к рисованию малыша. Забота, внимание, умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности любого ребёнка до очень высокого уровня.

      Безусловно, занятия рисованием, лепкой, аппликацией, макетированием, декоративно-прикладной деятельностью способствуют развитию мелкой мотороики рук и  полезны для развития мышления. Развиваясь в художественной деятельности ребёнка, воображение впоследствии проявит себя не обязательно в каком-либо виде искусства, но в любой другой профессии. По широте, глубине и длительности детское рисование сравнимо лишь с игрой, с которой оно в дошкольном детстве не разделимо. Всё, что складывается у малыша в первые годы жизни, закрепляется прочно и навсегда, а всё, что упущено, позже очень трудно сформировать. Пусть наши дети рисуют - это самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда.