Развитие детей в семье

Рубрика: 
Дети - наше будущее.

 

       Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы  жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет и условия, в том числе и материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.  Современная семья переживает не лучшие времена. Растет число разводов,. неполных семей, растет и число социально обездоленных детей. Кризис семьи, по мнению специалистов, стал причиной роста преступности среди несовершеннолетних. Подростковая преступность в России достигла угрожающих размеров.

       Как в теоретическом так и в практическом плане небезынтересен такой вопрос: что оказывает большее влияние на развитие человека - среда или наследственность? Мнения специалистов разделились. Развивается каждый человек по-своему, и "доля" влияния наследственности и среды у каждого своя. В каких пропорциях переплетутся действующие причины, к какому результату приведет их взаимодействие, зависит и от многих случайных факторов, действия которых ни учесть, ни измерить нельзя. Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк - от утверждения его полной бессильности и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. В судьбы людей воспитание вносит различную лепту - от самой незначительной до максимально возможной.

        Отечественный педагог и психолог Л.С. Выготский (1896 - 1934) обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребёнком, но и "зоне его ближайшего развития". Он выделяет два уровня умственного развития: 1) "уровень актуального развития"; 2) "зона ближайшего развития". На первом уровне ребенок выполняет задания самостоятельно, а на втором - с помощью взрослых. Поэтому задача воспитания, и семейного в том числе, состоит в том, чтобы создать "зону ближайщего развития", которая в дальнейшем перешла бы в "зону актуального развития". Таким образом, формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.