О Пасхе

Рубрика: 
Фея & Сказея.

Русский народ долгое время жил как бы по двум системам мировоззрения: древней – языческой, и новой – христианской. Следы такого «двойного зрения» и остатки прежних языческих культов и праздников можно обнаружить и по сей день. Например, Пасхальные, радуницкие праздники совпадали и с днями, традиционно отмечавшимися в церковном календаре.

Предваряемая Вербным воскресеньем Страстная неделя – последняя неделя Великого поста – была отмечена соблюдением особых обрядов. С понедельника на Страстной – или, как говорили в народе, Страшной, - неделе все начинали приводить в порядок себя и свой дом, готовясь ко встрече Пасхи. В Страстную Среду и Великий Четверг принято было омывать водой, натаянной из снега, всю домашнюю живность и пережигать соль в печи, которая по народным поверьям, приобретала от этого целебные свойства. С Великого Четверга запрещено было подметать пол в доме вплоть до самой Пасхи. Всю Страстную неделю, по языческой традиции, на высоких пригорках жгли костры в честь бога огня Перуна. В деревнях на Святую ночь перед Пасхальным воскресеньем жгли смоляные бочки, а уголья от них собирали и клали под крышу, чтобы оградить дом от удара молнии. В Светлое Христово Воскресение, по обычаю, с утра зажигали перед церквами и по холмам костры, что связано с языческой традицией празднования победы света над тьмой и весеннего тепла – над зимней стужей. Как только в Пасхальное воскресенье начинали звонить колокола, люди крестились и трижды приговаривали: «Христос воскрес, а моей семье здоровья, моему дому богатства, моему полю урожай. Аминь». Один из немногих старинных обычаев, строго соблюдающихся и по сей день, - крашение яиц. Без крашеных – «красных» яиц никто не встречает этот светлый весенний праздник. Считается, что первое яйцо, полученное в Пасхальное воскресенье, не должно портиться, если оба похристосовавшиеся приветствовали друг друга от чистого сердца. Многие хранили это первое крашеное яичко в течение целого года – до следующей Пасхи. После Светлого Христова Воскресения начиналась Святая неделя, каждый день которой также отмечался особо. После Святой послепасхальной недели, заканчивавшейся Фоминым воскресеньем, начиналась Радоницкая, или Фомина, неделя. Этой недели, а особенно Фомина воскресенья, называвшегося Красной Горкой, с особенным нетерпением ждали молодые девушки. Эти дни всегда считались свадебными, сговоры и сватовство старались приурочить к последней неделе апреля, чтобы успеть до наступления мая, когда играть свадьбы считалось плохой приметой. Нередко в ночь на Радуницу (понедельник) можно было увидеть пророческий сон от умерших родителей. Во вторник – Навий день (день покойников) – принято было ходить на кладбище и отстаивать панихиды. А уже в среду начинали заключать браки, сговоренные на Красную Горку.

В народном сознании апрель воспринимался как месяц радостный: «Всю землю в цветы апрель одевает, всех людей к радости призывает, листвою деревья венчает». Канун мая считался на Руси днем последних весенних свадеб. «В май жениться – весь век маяться!» - говорили в народе.